Жилой комплекс на ул. Братьев Фонченко




Наименование объекта: Архитектурная концепция жилого комплекса с подземным общественным пространством по адресу: г. Москва, Западный Административный Округ (ЗАО), ул. Братьев Фонченко
Aдрес: г. Моска, ул. Братьев Фонченко
Проектная организация: «Сергей Скуратов architects»
Aвторы: С. Скуратов — руководитель творческого коллектива, автор проекта, А. Панёв — главный архитекор проекта, Т. Мухаметшина, Т. Скибо, А. Смирнов, А. Терентьев, А. Шубкин, С. Чекмарёв
Стадия проекта: архитектурная концепция
Проектирование: 2018


Технико-экономические показатели:

Площадь земельного участка: 4,0185 га
Площадь застройки в габаритах цокольной части: 0,881 га
Площадь придомовой территории: 3,1375 га
Максимальная высотная отметка: 40,0 м
Плотность застройки: 19 600 м²/га
Суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стентыс: 78 590 м²
Строительный объем: 716 496 м³
Надземной части: 320 050 м³
Подземной части: 396 446 м³
Общая площадь комплекса: 133 653,3 м²
Надземная часть: 69 991 м²
включая:
площадь жилой части: 66 757 м²
ДОУ на 105 мест: 1 722,7 м²
Подземная часть: 63 662,3 м²
включая:
комплекс Океанариум: 24 297 м²
Количество наземных этажей: 10-11
Количество подземных этажей: 3
Количество жителей (из расчёта 50 кв.м./чел.): 1 087
Количество квартир: 487
Общее количество машиномест: 716

show/hide


Интервью с Сергеем Скуратовым, архитектором проекта жилого комплекса на улице Братьев Фонченко.

Какие мировые практики вас вдохновили на создание проекта?

Мы живем в эпоху глобализма и общаемся в едином информационном поле.  Это, несомненно, имеет свои плюсы и минусы. Мировой архитектурный опыт в такой ситуации оказывает очевидное влияние на формирование трендов и стилистические поиски архитекторов.  Профессионалы всегда смотрят на опыт коллег и нередко подпадают под обаяние того или иного удачного приема или эффектной композиции. Это нормально и естественно. Но это лишь поверхностный взгляд на проблему. В жизни и на практике все гораздо сложнее. Нет прямой зависимости между тем, что делается в мире и тем, что мы строим у себя дома, даже тогда, когда мы хотим перенести на нашу почву какие-то образцы, приемы и технологии.

Глобальный арсенал архитектурных приемов велик и многообразен, каждый архитектор выбирает те, которые считает важными, нужными и уместными. И работает с ними с учетом поставленной перед ним задачи, понимания запросов общества и требований времени.

Что же касается жилищного строительства, и особенно его элитного сектора, то здесь ситуация вообще выглядит по-другому. Строительный бум, продолжающийся около четверти века, сам по себе –  уникальное явление для любой современной страны. У нас он сопровождался особыми экономическими возможностями, связанными с ростом городов и сырьевых доходов. Строительство, а вместе с ним и архитектура, развивались колоссальными темпами в высококонкурентной среде, на ходу осваивая новые возможности, технологии и материалы, втягивая в отрасль множество талантливых профессионалов из разных областей и поколений.

В результате мы получили высокий уровень архитектурной теории и практики. Появление и участие таких замечательных платформ и институтов, как МАРШ, Стрелка, Университет креативных индустрий, профильные факультеты Вышки — всё это и результат и одновременно залог качественного развития. Конечно, сделано немало ошибок, но на ошибках   учились, и сейчас градус профессионального бурления очень высок. Есть и прекрасная система преемственности, важная для архитектуры. Я испытываю настоящее счастье, глядя, как над проектом в моей мастерской вместе работают талантливый выпускник МАРШа и блестящий инженер, начинавший еще в 70-е. Ко мне в мастерскую и на объекты регулярно приезжают коллеги из разных стран, и я каждый раз убеждаюсь, что они смотрят на нас с огромным интересом и уважением.

У вас был какой-либо конкретный образ в начале работы над проектом?

При работе над сложным и необычным проектом, да еще и в ответственном месте, архитектурный образ появляется постепенно, проявляясь через бесчисленные кальки, рисунки и макеты, проходя сквозь череду устойчивых приемов и профессиональных наработок на пути к новому уникальному решению. Образ не возникает ниоткуда, он складывается как результат глубокого осмысления задачи, основанный на многократных поисках, опыте, предпочтениях и проработках, связанных с особенностью места, рельефа, ориентацией по сторонам света. В нашем случае доминантой стало визуальное и пространственное взаимодействие с ансамблем Парка Победы, с многофункциональной структурой комплекса в целом и с главной осью парка — пятиуровневой аллеей, расположенной под острым углом к Кутузовскому проспекту.

Проектируя этот комплекс, я безусловно использовал свой обширный профессиональный опыт. Конкретно –  опыт проектирования и реализации Садовых Кварталов и других многочисленных построенных и спроектированных мною жилых и многофункциональных комплексов за последние 25 лет. Я с удовольствием предложил для фасадов жилых домов северокавказский доломит «Геналдон», теплый, прочный и элегантный, впервые использованный нами в Москве для строительства жилого комплекса на Софийской набережной. С медью, которую я очень люблю и которой облицованы фасады торгового центра и три дома на второй линии, я работаю давно и с большим удовольствием.

Я всегда рисую и строю только то, что мне нравится, что входит в мою систему ценностей, соответствует моим этическим нормам и внутренней стратегии профессиональной жизни. Я стараюсь найти алгоритм уместности, качества и органического единства внешнего и внутреннего. Для меня это важнее погони за новизной формы или ничем не обоснованной оригинальности.

Как вы думаете, что важно для архитектуры в таком большом городе, как Москва?

Наш город огромный и многоликий, это достигается многообразием архитектурных стилей, приемов и композиций, разной плотностью застройки и высотностью. В Москве есть исторические районы, кварталы смешанной застройки и новые территории. Везде нужно искать свои средства для создания гармоничных и комфортных условий для жизни. Везде нужны не только жилые кварталы, но и объекты культуры и общественные пространства. Чем ближе к центру, тем задача объединения архитектуры и природы более сложна и актуальна. При этом не надо забывать, что комфорт в мегаполисе всегда будет отличаться от комфорта в индивидуальном двухэтажном доме загородом.

Первоклассная городская архитектура не должна быть прагматично проста, уныла и банальна. Она должна быть элегантна, изобретательна в поисках разумных средств выразительности, неутомима в стремлении к комфорту горожан, тактильно привлекательна.  Важно спроектировать не просто необычное здание, которое может стать известным, но и вписать его в контекст, продумать способы его взаимодействия с городом. Мне не раз приходилось жертвовать уникальностью ради создания продуманной и уравновешенной среды. Нельзя забывать, что архитектура, помимо своей функциональности и целесообразности, качества строительства и долговечности материалов, является носителем эстетических предпочтений, смыслов и ценностей конкретного общества и времени, в котором мы живем. Главное для современной архитектуры –  чтобы она была. Время и архитектура меняют и должны менять города, даже исторические. Главное –  делать это не в жадной спешке, а обдуманно и профессионально.

Как вы думаете, что важно учитывать при создании дизайна для проекта элитного сегмента?

Этот сегмент недвижимости отличается тем, что его покупатели — будущие жильцы –  предъявляют к результату нашего труда множество самых разнообразных требований. У них есть выбор и, помимо важнейшего параметра –  хорошей локации, они тщательно изучают все, от планировок квартир до деталей инженерной инфраструктуры дома. Они смотрят на архитектуру и хотят, чтобы она им нравилась и соответствовала их представлениям о комфорте и впечатлениям, полученным в путешествиях по красивейшим городам мира. Они оценивают качество интерьеров, функциональное насыщение и размер холлов, подземный паркинг, логистику и безопасность. Виды из окон, перспективы на парк или старый город, безусловно, помогают принять решение в пользу проекта. Продуманность планировки, пропорции и размеры комнат, достаточное количество удобных подсобных и служебных помещений, актуальность зонирования и функциональность связей внутри квартиры — вот лишь обобщенный список вопросов, на который жильцы вправе получить исчерпывающий ответ. Для них будет важным наличие в комплексе большого озелененного двора, в котором можно не только гулять с детьми, играть, устраивать праздники, но и полноценно заниматься спортом, кататься на велосипеде, а зимой на санках. И все эти возможности дополняются множеством удовольствий, которые может предоставить им расположенный рядом парк с музеем.

Отдельно надо сказать и об инфраструктуре большого жилого комплекса, которая кардинально превышает возможности любого отдельно стоящего элитного дома, встроенного в старую застройку. Проект масштабного комплекса способен обеспечить полноценную структуру, отвечающую всем требованиям и нормам современной городской жизни. Это и подземный торговый и развлекательный центр с океанариумом, который располагается под жилыми корпусами.  Большой фитнес клуб с 25-ти метровым бассейном, супермаркет, многочисленные небольшие бутики, бытовые сервисы, отделение банка, фермерский рынок и, конечно, бары, кафе и рестораны. Можно спуститься на лифте и, не выходя из-под крыши, заняться делами или развлечься. Детский развлекательный и образовательный центр сможет помочь родителям высвободить часть своего времени.  Все привилегии активной городской жизни должны быть в распоряжении жителей.

Были ли у вас сложности / вызовы во время создания проекта? Что это были за сложности и как вы с ними справились?

Сложности есть в любом проекте и вызовы возникают почти в любой ситуации. В этом проекте основной сложностью было соединение в одной градостроительной концепции приватной, жилой функции с общественной, торгово-развлекательной. Их совместное сосуществование должно стать независимым, взаимовыгодным и дополняющим. Для жилой функции расположение торгово-развлекательного центра должно добавить удобств, бытовых возможностей и городской активности. Последняя позиция немаловажна, жильцы не должны чувствовать себя на отшибе или периферии.

Вторая проблема — это борьба с шумом со стороны железной дороги, создание шумозащитных экранов и фасадов, обращенных в сторону путей, и комфортного двора. Для такого типа жилья очень важны расстояния между домами, освещенность интерьеров и красивые виды из окон. Это была одна из самых сложных задач, которая решалась с учетом соблюдения двух важных для города и застройщика параметров –  ограничения по высоте зданий и достижения необходимой по ТЗ плотности застройки.

Среди задач, которые также необходимо было решить — создание разнообразия внутри единства. Архитектурная композиция в таком месте должна быть, по моему мнению, ясной и цельной, и, в определенном смысле, подчиняться общему характеру торжественного пространства мемориального парка. При этом каждый дом должен иметь индивидуальность. Именно для этого рисунок фасадов, ритм расположения окон, их размер постепенно меняются от первого, углового здания к последнему. При сохранении размеров и конфигурации домов в плане и по вертикали. Так же отличаются и дворовые фасады, чтобы у жильцов, которые смотрят на эти здания из окон домов напротив, не создавалось впечатления, что перед ними типовые дома.

Как местоположение и окружающие здания повлияли на проект?

Я уже немного затронул эту тему.  На окончательный вид комплекса и формирование его планировочной структуры повлияли несколько основных факторов. Во-первых, это расположение в непосредственной близости от мемориального парка Победы, выдержанного в стиле позднего советского модернизма. Отсюда и некоторая строгость композиции, соотнесение объемов в первом ряду домов и мемориальных площадей на главном променаде парка. Стремление к цельности и уважение к контексту предопределили использование светло-бежевого доломита на фасадах пяти башен, напоминающего камень на здании музея Победы. Задача раскрытия видов на перспективы парка и здание музея со стороны Поклонной улицы, идущей параллельно Кутузовскому проспекту, определила будущую «красную» линию застройки, оставив часть территории, в плане напоминающую сегмент, под организацию входа в торговый центр. И, наконец, расположение всей планировочной структуры комплекса есть продолжение направления улицы Братьев Фонченко, которая находится западнее участка застройки.

Назовите и опишите 3 тенденции в дизайне интерьера и экстерьера, которые определят и сформируют следующее десятилетие. Тенденции должны быть применимы к стилю Фонченко.

Один из глобальных и растущих трендов последнего времени — стремление привнести элементы живой природы в современную архитектуру и в центры больших городов. Желание городского жителя выйти из дома на лужайку, устроить пикник на траве, прогуляться вдоль воды или по извилистой дорожке среди вереска и разнотравья осознано и поддержано лучшими мировыми архитекторами и урбанистами.

Неслучайно появление среди самых знаменитых достижений последних лет таких сооружений как Хай Лайн в центре Манхэттена в Нью-Йорке или небоскреб Боско Вертикале (Вертикальный лес) работы мастерской Стефано Боери в Милане.

Для меня такие категории, как воздух, вода, солнечный свет, отражения и тени, тактильные свойства поверхностей, рельефный ландшафт, элементы пейзажного парка и зелень в любых вариантах стали важными и необходимыми элементами набора архитектурных приемов в городе, они продуманно присутствуют во всех моих проектах последних лет.

Поэтому первой из трех тенденций я уверенно назову:

— Использование больших объемов живой зелени на фасадах, во дворах и в интерьерах.

Две другие — это:

— Стремление к чистоте и лаконичности архитектурного решения. Возможность сразу, одним взглядом понять основную идею и замысел проекта, оценить его красоту и уместность.

— Инновационные конструкции — неотъемлемая часть архитектурного образа здания.

Все эти тенденции, естественно, нашли свое отражение в архитектуре жилого комплекса на ул. Братьев Фонченко. Архитектура должна быть не только адекватна месту, в котором существует, но и времени, в котором рождена. Отражение духа времени в архитектуре — это объединение задуманного и возможного, воплощение мечты в категориях и технологиях реальности.