Концепция развития ГКНПЦ им. М. И. Хруничева



Наименование объекта: Закрытый архитектурно-градостроительный конкурс на разработку концепции развития части территории АО «ГКНПЦ им. М. И. Хруничева»
Aдрес: Москва, ГКНПЦ им. М. И. Хруничева
Проектная организация: «Сергей Скуратов architects»
Авторы: С. Скуратов — руководитель творческого коллектива, автор проекта, ГАП: К. Маркус, архитекторы: Е. Гайдуков, И. Ляшенко, М. Ожиганова, Ф. Торгашёв, П. Эбриалидзе
Стадия проекта: архитектурная концепция (закрытый архитектурный конкурс)
Проектирование: 2019

Площадь участка: 92,4 га


Описание

Проектное предложение выполнено на основании Технического Задания закрытого архитектурно-градостроительного конкурса на разработку концепции развития части территории АО «ГКНПЦ им. М.В. ХРУНИЧЕВА».

Характеристика участка. Проектируемый участок площадью 92,4 га является частью существующей территории АО «ГКНПЦ им. М.В. ХРУНИЧЕВА». Границы участка: с севера – сохраняемая часть территории АО «ГКНПЦ им. М.В. ХРУНИЧЕВА», с востока – Новофилёвский и Береговой проезды, с юга – Новозаводская улица с расположенными за ней Филёвским парком и жилой застройкой, с запада – Москва-река. Рельеф в основном ровный. На участке расположены ООПТ (берег Москвы-реки) и ПК на Новозаводской улице. Также на территории участка находится существующая техническая зона инженерных коммуникаций, расположенная перпендикулярно к Новозаводской улице.

Согласно ТЗ вся существующая застройка, расположенная на участке, сносится, кроме зданий котельной, гостиницы «Протон» на Новозаводской улице и нескольких объектов по Береговому проезду. Не подлежит выводу одна из веток грузовых железнодорожных путей со стороны Новофилёвского проезда. Также сохраняет техническая зона инженерных коммуникаций.

Достоинства участка.
— территория будущего технопарка с южной стороны граничит с парком Фили;
— протяжённая западная часть участка вплотную подходит к берегу Москвы-реки;
— после предполагаемого сноса существующих зданий и сооружений (за исключением зданий, перечисленных выше)
— свободная территория для нового строительства.

Недостатки участка.
— расположение зданий котельной, занимающих 4,5 га, в срединной зоне участка на его оси;
— архитектурное решение гостиницы «Протон».

Идея конкурсного проекта.
Преобразование монофункционального технопарка в поливалентное пространство с разнообразием типов городской среды.

Проектное предложение.
Планировочный каркас. Основа градостроительного решения проекта — последовательность планировочных блоков, расположенных на единой оси. Их осью является изогнутый канал с общественными пространствами. К элементам каркаса относится бульвар, идущий вдоль Москвы-реки. Планировочные блоки представляют собой различные типы городских пространств.

Наиболее крупный и наиболее плотный блок находится в западной стороне участка близи от существующих и проектируемых крупномасштабных жилых комплексов на Новофилёвском проезде. Его планировочная схема – плотная прямоугольная сеть улиц с плотно застроенными кварталами. Основная этажность – 7-9. В этом блоке – три вертикальные доминанты высотой до 150 м.

Второй блок представляет собой «обойму» небоскрёбов различной высоты (до 200 м), стоящих на низком террасированном подиуме (3-5 эт.) и окаймляющих обширное озеленённое пространство – внутренний парк. Высота и частота расстановки небоскрёбов имеет меридиональный вектор – с севера на юг: с северной стороны – больше небоскрёбов и они выше по сравнению с южной.

Третий блок связан с Филёвским парком. Озеленённая территория раскрыта в его сторону. Среди зелени расположен конгресс-центр с выставочными помещениями и гостиницей, а также отдельно стоящие здания бизнес-центра.

Четвёртый блок расположен на берегу Москвы-реки и представляет собой зону смешанных функций: жилой и офисно-деловой. В этой зоне — здания различной высоты. При застройке береговой зоны применён принцип кулисности: на первой линии — здания низкой этажности, на последней – небоскрёбы (100 и 200 м). Они расположены на расстоянии 100 м от береговой линии.

Функциональное зонирование. Основной принцип функциональной программы комплекса – смешение зданий различного назначения при одной ведущей функции. Дополнительно к ТЗ проектом предусмотрены апартаменты для работников комплекса как экономическая компенсация за перенос котельной.

Функциональное распределение происходит по следующей схеме:
— первый блок – промтехнопарк в сочетании с офисно-деловой функцией и общественными пространствами. В этом блоке расположены жилые башни апартаментов. Введение на эту территорию специфической жилой функции решает городскую проблему «трёх мест»: первое место – дом, второе место – работа и третье – общественное рекреационно-аттрактивное пространство, насыщенное различными объектами (кафе, ресторанчики, клубы, медииотеки, скверы, объекты ландшафтного дизайна и т.д.). За счёт живущих здесь людей эта территория не будет пустующей в вечернее время.

— второй блок – преимущественно офисно-деловой. Здесь сосредоточена основная часть офисных небоскрёбов. В первых этажах разновысокого подиума небоскрёбов находятся объекты «третьего места», дополненные обширным парком, который является одним из составляющих рекреационно-аттрактивного пространства.

— третий блок – ведущая функция: конгресс-центр с выставочными пространствами, добавленный офисно-деловой функцией, здания которой расположены в зелени. — четвёртый блок – смешанная функция. На этой территории соседствуют жилая функция (программа «Реновация») и офисно-деловая. В первых этажах вдоль бульвара также расположены объекты «третьего места». В подиумной части также размещаются встроенные детские сады (5 групп по 40 детей). Жилая зона рассчитана на 3700 чел. При нормативной обеспеченности в 54 места/1000 жит. (Региональные нормативы градостроительного проектирования города Москвы объектов в области образования, п.3.4.1) суммарная численность — 200 детей. Площадь участка каждого детского сада – 0,1 га из расчёта 24 м2/место (там же, п. 3.4.4).

Школа рассчитана на 500 учащихся при нормативной обеспеченности в 124 места/1000 жит.

В проекте предлагается расположить жилую зону на прибрежной территории, во-первых, для того чтобы приблизить жильё к природе, во-вторых, для улучшения визуальных характеристик жилья и создания наиболее эффектных видовых раскрытий. Проектом предусмотрен перенос существующей котельной, занимающей срединное, в градостроительном плане ответственное место, на периферию участка.

Транспорт. Основной принцип транспортного обеспечения комплекса является минимальное вторжение автотранспорта на его территорию.

За основу был принят вариант транспортной схемы Москомархитектуры. Он был адаптирован согласно планировочной структуре конкурсного предложения. В частности, основной въезд в комплекс осуществляется с Новозаводской улицы через перекрёсток с круговым движением, который не разрушает существующий ПК с памятником М.В. Хруничеву. Второй – с Новофилёвского проезда, третий – с Филёвского бульвара. Также проектом не предусматривается транспортная магистральная улица, параллельная Новозаводской улице – магистрали городского значения.

Улица районного значения с четырёхполосным движением расположена с северной стороны комплекса и представляет собой транспортно-коммуникационную артерию, выполняя одну из функций улицы. Полноценной улицей, как элемента городского общественного пространства, она не является. Данное решение отвечает основному принципу, заложенному в транспортную схему проекта.

По территории первого блока проложены улицы общественно-деловой зоны (терминология по СП 42.13330. 2016. Градостроительство. Табл. 11.2) и местные проезды. В четвёртом блоке: бульвар – улица в зоне жилой застройки (там же).

Комплекс обеспечен общественным транспортом – автобусами-шатл, идущими от станций метро «Фили», «Багратионовская», «Шелепиха» и «Мневники». Применена схема кольцевого маршрутного движения. Она целесообразна по следующим причинам:
— незначительный поперечный размер комплекса – 400 м (радиус пешеходной доступности);
— въезд в комплекс осуществляется с двух противоположных сторон.

В проекте заложены три въезда-выезда в комплекс: со стороны Новозаводской ул., Со стороны Новофилёвского проезда и Филёвского бульвара. Основное хранение автомобилей — подземные паркинги. Наземная парковка сведена к минимуму.

Принцип минимизации внедрения автотранспорта на территорию комплекса также реализован на организации парковок. Основное количество парковочных мест расположено под землёй в двух уровнях. Общая численность парковочный мест для всего комплекса 8600 м/м (за исключением жилой зоны). Для жилья — 1287 м/м. Наземных парковочных мест — 940.

Благоустройство. Основной принцип ландшафтного дизайна проекта — элементы благоустройства (от мощения, скамеек и террас до городских скверов и парков) являются составляющими «третьего места» городского пространства, которое формирует общественный каркас комплекса.

Осью общественного каркаса является искусственный канал, идущий от Москвы-реки. Он оснащён набережными, скверами, бульварами, на которые выходят кафе, рестораны, клубы и т.д. Небольшие скверы, чередующиеся с маленькими площадями первого блока, переходят в ландшафтный парк второго и в свободное озеленение третьего. В начале и в конце канала находятся два искусственных пруда, расположенных один на площади, другой около сквера – в местах социального притяжения.

Перпендикулярный к каналу бульвар проходит вдоль жилой зоны от Филёвского бульвара до Новозаводской улицы.

Связь с Филёвским парком осуществляется по двум пешеходным мостам, расположенным около автобусных остановок на Новозаводской ул.

Пешеходные связи поддержаны сетью велодорожек.

Набережную Москвы-реки, являющейся ООПТ, предлагается максимально сохранить в существующем естественном состоянии, лишь проложив немногочисленные тропинки.

Сохраняемые объекты. Территория АО «ГКНПЦ им. М.В. ХРУНИЧЕВА» начала осваиваться с начала XX века. Многократно перестраиваясь, тем не менее, сохранила немногочисленные следы прошлого. К ним относятся: производственный цех с рядами шедовых фонарей, фасад которого сохранился с 30-х годов прошлого века, входная арка этого же времени – бывшая проходная, водонапорная башня. Произведением архитектуры более позднего времени — 70-е гг. XX в. — можно считать существующую проходную.

Также сохраняются некоторые участки зелени: существующий бульвар — техническая зона инженерных коммуникаций и ПК с памятником М.В. Хруничеву.

Это малое количество объектов, представляющих историческую и архитектурную ценность, являющихся памятью места, проектом предлагается сохранить.

Этапность освоения территории. В проекте представлены два варианта освоения территории комплекса.

Вариант 1.
1 этап. Строительство новой и демонтаж существующей котельной.
2 этап. Прокладывается транспортная артерия — бульвар — от Филёвского бульвара до Новозаводской улицы. Одновременно строительство жилья вдоль Москвы-реки по программе «Реновация» со школой и торговым центром.
3 этап. Строительство первого блока комплекса с прокладкой улицы районного значения от Новофилёвского проезда до проложенного бульвара – улицы в зоне жилой застройки. Параллельно строятся зданий офисно-делового назначения в северной части комплекса около Филёвского бульвара.

Вариант 2.
1 этап. Строительство новой и демонтаж существующей котельной.
2 этап. Строительство первого блока комплекса с прокладкой улицы районного значения от Новофилёвского проезда до существующего бульвара (технической зоны с подземными инженерными коммуникациями), а также улица, проходящая от этого бульвара с северной стороны ПК и выходящая к Новофилёвскому проезду.
3 этап. Строительство второго блока комплекса одновременно с прокладкой и завершением улицы районного значения во второй её части (от существующего бульвара до проектируемого), а также с прокладкой части проектируемого бульвара до Новозаводской улицы.
4 этап. Строительство третьего блока комплекса с прокладкой (завершением) проектируемого бульвара до Филёвского бульвара. Параллельно строятся зданий офисно-делового назначения в северной части комплекса около Филёвского бульвара.
5 этап. Строительство жилья вдоль Москвы-реки по программе «Реновация» со школой и торговым центром.