Наименование объекта: Первая Московская гимназия
Адрес: г. Москва, Ростовская набережная, 1-й Вражский переулок
Авторы: С.А. Скуратов, С.Г. Чекмарёв, М.Н. Павлова, Р.Р. Фазулзянов
Стадия проекта: концепция
Проектирование: 2024
Технико-экономические показатели:
Площадь земельного участка: 0,5535 га
Площадь застройки: 4 400 м2
Общая площадь: 16 700 м2
Строительный объем: 103 900 м3
Количество учеников – 220 чел.
Площадь озеленения — 700 м2
Площадь благоустройства — 435 м2
Школа на зеленом склоне
«Качество образования во много зависит от качества образовательной среды» – этот постулат последнего десятилетия успешно реализован бюро Сергей Скуратов architects в проекте первой московской гимназии на Ростовской набережной в районе Хамовники.
Уникальная архитектура здания во многом определена его местоположением на зеленом склоне у реки вблизи пешеходного моста Богдана Хмельницкого.
Здание школы формирует новый взгляд на Ростовскую набережную: его вытянутый вдоль набережной объем прекрасно видно и с противоположной стороны реки — и с Бережковской набережной, и с пешеходного моста имени Богдана Хмельницкого, и с площади перед Киевским вокзалом, где ежедневно проходит большое количество людей. То есть по своей сути оно является объектом, оказывающим значительное влияние на окружение.
Сложный рельеф — перепад между высотами более чем в десять метров — обыгрывается в решении здания как в объеме, так и в планировке, превращаясь из трудности в достоинство, отличающее этот проект от прочих. Сформированные задолго до проекта пешеходные и автомобильные пути, сложившаяся застройка и важность проекта в градостроительном смысле послужили рождению уникального во многих отношениях проекта и созданию среды, где чувствуешь себя комфортно и где хочется находиться.
Объем школы состоит из двух протяженных блоков на общем основании — корпуса слегка сдвинуты относительно друг друга и воспринимаются как самостоятельно решенные. В блоке, расположенном ближе к реке, располагаются старшие классы, а в другом — младшая школа. Сдвижка блоков помогает «изолировать» школу от интенсивного пешеходного потока с моста: благодаря ей формируется небольшая площадь — новое городское общественное пространство, важное не только для организации движения большого количества горожан. Благодаря площади школа становится важным элементом в городской среде, демонстрируя открытость и доступность. Даже фасады — подчеркнуто легкие и светлые — создают ощущение свежести и привносят новое в район, где преобладает сталинская архитектура.
Принцип визуальной открытости и прозрачности также реализуется в сердце школы — просторном атриуме, открывающимся панорамным остеклением в сторону площади. Атриум — место встреч и главное внутреннее пространство — объединяет два блока-корпуса по всей высоте и отличается ступенчатой структурой, обыгрывающей ниспадающий к реке рельеф склона.
Сергей Скуратов: «Занимая центральное место в проекте, атриум “проявляет” главную особенность современного обучения, которое строится в первую очередь на коммуникации, а не на диктате».
Связь с окружением важна для образовательного процесса — перепад рельефа позволил создать зеленую «буферную» зону между зданием и набережной, а также органично вписать большие пространства школы (бассейн, актовый и спортивный залы, столовая) так, что эти помещения получили много естественного света через боковое остекление, фонари верхнего света, и создали функционально насыщенный 1 этаж с интересными пространствами, балконами и антресолями.
Текст Марии Трошиной