Наименование объекта: Предварительная архитектурная концепция территории микрорайона м-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани
Адрес: Республика Татарстан, г. Казань, Советский район, ул. Патриса Лумумбы
Авторы:
Руководитель творческого коллектива, автор проекта: С.Скуратов
ГАП: А.Алендеев
Архитекторы:Е. Орехова, А. Максимова, В. Колосова, И. Самойлов, Ю. Парфенова, М. Ревенко, С. Пехтерева, М. Серебрянников, М. Сляднева, А. Мочалова, П. Стрельцова, А. Дьяченко
Визуализация: Я. Акимов, С. Морозов, Д. Горнов
Стадия проекта: концепция
Проектирование: 2025
Технико-экономические показатели:
Площадь участка: 27,6 га
Продаваемая площадь: 311 270 м2
в т.ч.: жилая часть: 251 085 м2
встроенных, пристроенных и встроенно-пристроенных коммерческих помещений: 25 343 м2
отдельно стоящих коммерческих зданий: 34 001 м2
включая: многофункциональный комплекс (офисы, торговля, гостиница) – 29 006 м2
ФОК: 4 500 м2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Назначение материалов, входящих в данный альбом, – утверждение архитектурно-градостроительной концепции в объёме, предусмотренном составом и содержанием этапа 2 – предварительная архитектурная концепция микрорайона М-8 жилого района «Седьмое небо» в Советском районе г. Казани – для последующей выдачи заданий по смежным разделам, входящим в пакет документов реформирования и развития этой территории.
Структура работы, исходящая из её основной цели
Разработка предварительных фасадных решений всех жилых и офисных зданий, школы, детских садов – для формирования дизайн-кода и общего характера архитектуры градообразующего ансамбля. Разработка предварительной квартирографии жилых домов и объёмно-планировочных решений школы и детских садов – для согласованности фасадных решений с планировочной структурой зданий. Формирование предварительных фасадных решений в соответствии с идеологией и композиционной структурой микрорайона, определённой на предыдущих этапах проектирования. Выявление объёмно-пространственных и композиционных принципов формирования фасадов – для создания целостного градостроительного ансамбля. Определение фасадных материалов, применение которых позволит сформировать единый образ микрорайона, а также возможностей их использования для выявления пластики фасада и роли зданий в общей композиции комплекса. Уточнение планировочной структуры рассматриваемой территории – на базе анализа видовых характеристик, основных перспективных видов с учётом фасадных и цветовых решений зданий – для формирования единого ансамбля застройки. Формирование улично-дорожной сети и планировки рекреационных общественных пространств с учётом рекомендаций экспертов по организации пешеходных маршрутов и движения транспорта. Уточнение системы транспортного обслуживания этой территории – с учётом рекомендаций Института развития города на основе транспортного мезомоделирования. Создание знакового градостроительного объекта, имеющего уникальный выразительный архитектурный облик, сомасштабный окружающей среде и поставленной бизнес-задаче. Формирование, определение и фиксация высотных параметров застройки – с уточнением вертикальной планировки микрорайона в увязке с планировочными решениями и функциональным зонированием кварталов. Все принимаемые проектные решения не противоречат техническому заданию заказчика-инвестора и учитывают основные требования при проведении градостроительной деятельности в г. Казани.
Подход к организации работ
Компания «Архитектурное бюро Сергея Скуратова», являющаяся автором мастерплана проекта, согласно заданию заказчика, выполняет уточнение и доработку принятых на подэтапе 1.2 мастерплана решений с указанием:
3.1.1. границ микрорайона;
3.1.2. красных линий;
3.1.3. границ участков пусковых комплексов;
3.1.4. объектов обслуживания и социальных объектов;
3.1.5. территорий природно–рекреационного комплекса (с отражением площадей);
3.1.6. мест хранения автотранспорта, в том числе на плоскости (гостевых и постоянного хранения);
3.1.7. инженерных объектов;
3.1.8. расчёта социально-бытовых, детских, спортивных, прочих нормативных площадок и озеленения.
Предварительная квартирография, планировки общественных зданий и стилобатов жилой части комплекса выполняются для уточнения планировочной структуры, соответствия техническому заданию, инженерной концепции и являются основой для предлагаемых фасадных решений.
Предварительные фасадные решения всех жилых и офисных зданий, школы, детских садов выполнены для выявления основных акцентов композиции микрорайона, определения вертикальных и горизонтальных фасадных ритмов, общего характера архитектуры ансамбля с указанием предпочтительных фасадных отделочных материалов. Фасадные решения имеют рекомендательный характер и могут быть изменены с сохранением основных ритмических и пластических принципов построения на этапе разработки архитектурной концепции отдельных кварталов с обязательным согласованием с архитектором – автором предварительной концепции.
Основные направления развития территории района
Рассматриваемый участок расположен на территории бывшего аэропорта. С севера участок частично примыкает к проектируемой магистрали общегородского значения; здесь же, между рассматриваемой территорией, располагаются два треугольных участка, на которых находятся: здание бывшего аэровокзала – объект культурного наследия (ОКН) – и проектируемый офисно-жилой комплекс. С восточной стороны участок примыкает к территории ипподрома. С юга, юго-запада и запада расположена существующая жилая, общественная и коммунальная застройка. С этих сторон участок ограничен проспектом Камалеева – магистральной улицей районного значения. С северо-запада участок соседствует с высотным жилым комплексом «Лазурные небеса».
Территория участка площадью 27.6 га представляет собой автономный городской сегмент, находящийся в преимущественно жилой зоне. В настоящее время на участке не расположены здания и сооружения, подлежащие сносу.
Рельеф участка – относительно ровный (116.0–119.0 м) с повышением отметок в северной части до 120.8 м.
Создание новой планировочной структуры, органически вытекающей из логики построения градостроительной ситуации прилегающей территории, связанной с ней близостью функций и морфотипов застройки. Планировочное формирование нового автономного микрорайона с участками жилой, смешанной жилой и нежилой застройки, территориями общего пользования с учётом проекта планировки жилого района «Седьмое небо», выполненного ГУП «Татинвестгражданпроект». Развитие транспортной инфраструктуры местного уровня с использованием принципа разделения транспортных и пешеходных потоков. Развитие, модернизация и оптимизация транспортной инфраструктуры прилегающих территорий и связи с крупной городской транспортной артерией. Создание системы благоустроенных жилых и общественных пространств с использованием приёмов ландшафтного дизайна, озеленения, включением элементов обслуживания, а также насыщением пространства малыми формами архитектуры и уличной скульптуры (на следующих стадиях проектирования). Формирование гармоничного архитектурного ансамбля вдоль магистралей районного и городского значения с учётом близости объекта культурного наследия – здания бывшего аэровокзала. Возможность организации освоения территории с разделением на этапы с минимизацией влияния строительства на уже построенные жилые и социальные объекты. Интенсивное использование подземного пространства.
Объёмно-планировочная концепция
Градостроительная концепция: реализация идеи «город в городе», где перемешаны различные городские функции и создаётся комфортная гуманистическая среда. В соответствии с этой идеей проектное предложение обладает основными характеристиками городского пространства.
К ним относятся:
создание знакового градостроительного объекта, имеющего уникальный выразительный архитектурный облик;
создание единого планировочного решения на основе архитектурно-пространственной композиции;
создание композиционно-ландшафтной оси – парка (природно-рекреационный комплекс – ПРК) Север–Юг от магистрали Мамадышевского тракта к проспекту Альберта Камалеева, являющегося общественно-рекреационным центром;
создание планировочной композиции, состоящей из двух частей, каждая из которых обладает своими планировочными и функциональными дополнительными осями – бульварами, насыщенными объектами общественного назначения;
бульвары как промежуточное, в большей степени «своё», «внутриквартальное» пространство, что соответствует иерархии городских пространств – от «личного» к «общегородскому»: дом – двор – улица – бульвар – парк (ПРК);
создание двух функционально-планировочных магнитов – зон общественного назначения Север – Юг, приближенных к местам транспортной активности и разделённых центральным парком (ПРК);
подключение объекта культурного наследия «Аэровокзал» к общей композиционной, планировочной и функциональной схеме всего комплекса;
включение в общее композиционное решение объектов офисно-жилой группы, расположенной за пределами комплекса на северном треугольном участке.
Жильё
Комплекс состоит из трёх жилых частей: западной, восточной и южной. Первые две построены с использованием одного морфотипа застройки – периметрального, с различным количеством надземных этажей. Южный – башенного типа. Вся жилая застройка расположена на изолированных подиумах-стилобатах, что создаёт автономность жилых групп с приватностью придомовой территории. Высота стилобата зависит от рельефа вдоль участка и составляет от 4.5 до 6.6 м.
Согласно техническому заданию, жилая застройка разделена по степени комфортности на три класса: комфорт, бизнес-класс и бизнес + (премиум). В соответствии с градостроительными условиями, видовыми характеристиками и типологией застройки жилые части комплекса были зонированы в соответствии с заданной классностью. В западной части наиболее привилегированное место, выходящее к парку и удалённое от автомагистралей, отдано жилой группе премиум-класса с застройкой средней этажности. Две жилые группы, выходящие на проспект Альберта Камалеева, – бизнес-классу. По аналогичной схеме построена восточная часть: привилегированная зона, выходящая в парк, – для премиум-класса; на проезд, отделяющий комплекс от ипподрома, – жилые группы застройки класса «комфорт»; две фланкирующие с севера и юга треугольные жилые группы – бизнес-классу. Четыре жилые башни, расположенные в южной части комплекса, также предназначены для бизнес-класса. Находясь на южном «мысу» комплекса, башни обладают наилучшими видовыми характеристиками на город и на сам комплекс.
Комфорт жилого двора зависит от двух позиций: геометрии и пропорций его пространства, а также от степени замкнутости – «прозрачности». Поэтому везде (за исключением башен) применён периметральный морфотип застройки с прозорами между корпусами. Базовые пропорции внутренних дворов зависят от классности жилья: для застройки комфорт-класса отношение высоты наибольшего здания к ширине двора – более 1:1, для застройки премиум-класса – 1:2. Жилые дворы приватные, озеленённые, с безопасными игровыми площадками и организацией контроля доступа.
Количество надземных этажей жилой застройки распределено следующим образом:
– застройка премиум-класса – 6–8 этажей, включая подиум-стилобат, в котором находятся вестибюльные группы. Этот принцип (вестибюль в подиуме) применён ко всей жилой застройке комплекса. От жилого двора высота зданий на этаж меньше. Например, для застройки премиум-класса – 7–14 этажей;
– застройка бизнес-класса (включая подиум) – 8–16 этажей в секционных домах и по 21 этажу – в домах башенного типа, от двора – 7–15 этажей;
– застройка комфорт-класса (включая подиум) – 10–16 этажей, от двора – 9–15.
Жилая застройка комплекса состоит из следующих типов секций: широтной, меридиональной и башенного типа. Длина секций дифференцирована в зависимости от классности жилья: более короткие секции – для премиум-класса. Для обеспечения лучших видовых характеристик квартир корпуса жилых домов размещены со смещением, а треугольные в плане башни – с поворотом.
Фасады
Важный элемент при формировании образа микрорайона – цветовая дифференциация западной (левой) и восточной (правой) частей. Левый и правый берег различаются по преобладающим цветам домов, влияющим на выбор фасадных материалов: различные оттенки светлого, практически белого цвета западной части, и терракотовых оттенков – восточной стороны парка.
Структуру фасадов светлых зданий можно определить как ордерную, в которой выявлены свойственные этой архитектурной композиции элементы: стилобат, стилизованные колонны, пилястры, выраженный антаблемент. Сложная архитектоника применена в основном для наиболее высоких и протяженных зданий комплекса, что позволяет зрительно сократить их массу и высоту, сделать со-масштабными соседним, более низким зданиям. При облицовке фасадов светлых зданий могут применяться (в зависимости от категории домов) натуральный камень светлых тонов, крупноформатные панели и объемные элементы из алюмокомпозитных кассет и стеклофибробетона. Объемы терракотовых зданий целостные, почти скульптурные, мономатериальные с выраженной пластичностью, с увеличенным модулем верхних этажей, но без выделения верхних этажей дополнительным материалом. При облицовке фасадов (в зависимости от категории домов) используется клинкерный кирпич, клинкерная плитка в сочетании с алюминиевыми ламелями и алюмокомпозитными панелями в цвет меди (возможно применение кортена), терракотовые панели в сочетании с металлическими элементами темных (графитовых) тонов.
Озеленение и благоустройство
Система общественных пространств микрорайона представлена в виде различных по типу и функции зон: Центральный рекреационный парк общегородского значения предназначен для досуга и отдыха, но также может служить частью транзитного маршрута до остановок общественного транспорта и метро. В парке расположены искусственная река и пруды с игровыми и спортивными площадками, ландшафтными мостиками и велодорожками. Зимой искусственные водоёмы могут использоваться как каток. Также визитной карточкой парка может считаться вело-пешеходный мост — площадка с эффектными видовыми раскрытиями на парк и застройку комплекса.
Бульвары локального, районного значения являются второстепенными зелеными артериями микрорайона, Помимо функции досуга и отдыха они связывают всю социальную инфраструктуру микрорайона, создавая более приятные и безопасные транзитные маршруты. Система аллей — представляет собой зеленые коридоры, связывающие периферию района с центральным парком и приглашающие жителей города, создавая тем самым живую проницаемую для жизни среду. На пересечении бульваров и аллей организованы площади с развитой общественной инфраструктурой. Мероприятия по благоустройству включают: озеленение дворов жилых групп с размещением спортивных и игровых площадок; устройство дорожек, мостов, подпорных стенок в местах значительного перепада отметок; посадку деревьев, кустарников, устройство газонов; устройство мелкого искусственного водоёма с возможностью использования его в зимнее время под каток.
Высотные ограничения
В соответствии с ограничениями высотности зданий и сооружений, накладываемые охранными зонами аэродрома «Борисоглебское» в г. Казани высота строительства объектов не превышает разрешенной абсолютной отметки от уровня поверхности +195,15.
Также соблюдаются ограничения застройки, накладываемые охранной зоной объекта культурного наследия регионального значения «Здание Аэровокзала». Режим использования и границы зоны указаны в Приказе Комитета Республики Татарстан по охране объектов культурного наследия №51-П от 26.02.2024 Проектируемая застройка будет находиться в совместном секторе обзора с комплексом Казанского Кремля — объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и культурного наследия России федерального значения, не нарушая силуэтных характеристик памятника, что подлежит подтверждению результатами ландшафтно-визуального анализа.
Концепция транспортно-пешеходной доступности
Градостроительная идея решения транспортной схемы — транспортное обеспечение каждой из планировочных частей без их соединения через парк. Пересечения парка транспортными потоками не допускаются. Каждая планировочная часть существует автономно. Подобная схема исключает транспортный транзит по территории комплекса. Возможность въезда в парковую зону и проезда по ней предусмотрено только для специального транспорта. Основными транспортными улицами с двухсторонним движением для обеих планировочных частей являются бульвары. В западной части бульвар подключён к проспекту Камалеева, в восточной — к проезду, отделяющему комплекс от ипподрома (через транспортные с ним связи). Въезд во дворы предусмотрен только для специального транспорта. Все жилые, общественные и учебные здания обеспечены проездами пожарной техники. Остановки такси — только по доступному для легкового транспорта контуру вдоль стилобатов жилых групп. Гостевые парковки, как и загрузка коммерческих предприятий, — в холодном контуре стилобата на уровне земли. Также предусмотрены открытые плоскостные парковки вдоль бульваров. Постоянная парковка для жителей — одно-двухэтажная подземная под подиумами жилых групп. Формирование системы пешеходной доступности городских и частных приватных, с контролем доступа) пространств предусматривает:
— организацию внутри территории открытых пешеходных маршрутов с обеспечением доступа в жильё,
коммерческие помещения первых этажей, размещённых по внешнему периметру жилой и нежилой застройки;
— создание приватных жилых дворов без машин, с внутренним пространством пронизанным светом и закрытым от шума магистрали, безопасным для игр детей, с деревьями, кустарниками, цветниками и зелёными лужайками, прогулочными дорожками, площадками детскими и для взрослых;
— создание главной пешеходной парковой зоны по направлению Север-Юг, связывающей все проектируемые жилые объекты комплекса между собой и обеспечивающего безопасный доступ детей в школу и детские сады и обеспечивающего интеграцию многофункционального комплекса в прилегающие парковые пространства;
— размещение объектов социального обеспечения в радиусе пешеходной доступности от жилья.