Наименование объекта: Архитектурная концепция развития ГМИИ имени А.С. Пушкина
Типология: Архитектурно-градостроительная концепция
Адрес: Москва, ул. Волхонка
Проектирование: «Сергей Скуратов Architects»
Заказчик: ГМИИ им. А. С. Пушкина
Авторы: С. Скуратов — творческий руководитель и главный архитектор проекта,
Джелил Гемеджи, Игорь Голубев, Наталья Золотова, Иван Ильин, Егор Королев, Виктор Обвинцев, Илья Самсонов, Стас Субботин, Кристина Ухина, при участии: Ксения Алексеева, Сергей Безверхий, Юлия Любцова, Иван Матвеев, Антон Терентьев, Антон Чурадаев
Стадия проекта: АK (конкурс, 2 премия)
Год проекта: 2014
Публикации:
Архитектурный Вестник №4, 2014
«Я видел свою задачу в том, чтобы навести градостроительный порядок» // 03.07.14, Екатерина Шалина, archplatforma.ru
Выбор в пользу будущего // 07.07.2014, Анна Мартовицкая, archi.ru
Пояснительная записка
Конкурс 2014 года на разработку архитектурной концепции развития ГМИИ им. Пушкина — новый итоговый этап большого и важного периода в истории Пушкинского музея, начавшегося около 25 лет назад.
Это период бурного развития, присоединения земель и зданий, создания и объединения новых музейных структур и организмов, упорной и трудной реконструкции. Во всех этих процессах, задуманных Ириной Александровной Антоновой, за прошедшие годы участвовало большое число профессионалов — и архитекторов, и специалистов в разных областях городского и музейного развития.
Государственное внимание к судьбе музея, вклад профессионалов, включая сэра Нормана Фостера, в эту работу и, не в последнюю очередь, широкий публичный интерес обеспечили проекту высокий уровень аналитического и экспертного участия.
Можно сказать, что в результате общей многолетней работы проблемы реконструкции и развития Пушкинского музея изучены и сформулированы достаточно глубоко и подробно. Участники конкурса получили обширное и сложное задание.
Трудности и противоречия сложившейся внутри и вокруг музея ситуации известны. Нам видится особенно важным подчеркнуть следующие из них:
1 — технологическая, логистическая отсталость и устаревание музейного комплекса;
2 — хаотичная фрагментарность, изолированность музейных помещений и территорий, отсутствие ясной системной логики музейного пространства, как для сотрудников, так и для посетителей;
3 — недостаток условий и площадей для научно-исследовательской и реставрационной работы с подлинниками;
4 — недостаток площадей для уже существующих и новых музейных программ, рассчитанных на междисциплинарное и межинституциональное культурное взаимодействие, на широкую социальную коммуникацию;
5 — отсутствие сформированного внешнего культурного пространства, комфортной пешеходно-парковой среды, системы взаимодействия с городом с помощью инфраструктуры для дополнительных музейных услуг и событий;
6 — историко-архитектурный и стилевой «винегрет», образовавшийся в результате присоединения и адаптации изначально не предназначенных для музея, разношерстных зданий.
Данный проект, безусловно, ставит своей целью ответить на весь объем вопросов и предложить решения для всех поставленных конкурсом задач.
И все же наиболее важными из достигнутых в проекте принципиальных результатов авторы считают следующие:
1 — новая четырехчастная композиция музейного комплекса преобразована в цельный урбанистический архитектурно-ландшафтный ансамбль, объединяющий в общее культурно-историческое пространство около 2-х десятков музейных зданий. Ансамбль основан на единой планировочной и пропорциональной системе, подчиненной одновременно городской и музейной пространственной логике.
Безусловной архитектурной доминантой нового ансамбля остается основное здание Музея, с трех сторон окруженное тремя музейными «кварталами», и с четырех сторон — равнозначными по размеру и дизайну пешеходно-парковыми зонами.
Новый ансамбль выстраивается вдоль основной оси, заданный направлением главного фасада Музея и поддержанной двумя новыми зданиями, замыкающими композицию с противоположных сторон на равном от основного здания расстоянии.
Образующаяся в ходе предлагаемой реконструкции композиция Музейного городка опирается на два главных луча, два ориентира, направленных к началу Остоженки и к Храму Христа Спасителя, поддерживая тем самым сложившиеся принципы старого московского урбанизма. В обратном направлении эти лучи сходятся в одной точке, в центре Музейного квартала за домом Верстовского, там, где в проекте стоит новое музейное здание. Неудивительно, что от него и из него, в результате, открываются самые главные и красивейшие городские перспективы.
Весь комплекс обретает ясную геометрию, четкую пространственную схему, поддержанную логистическими решениями.
2 — новая наземная планировка музейного ансамбля жестко вписана в существующий городской контекст и опирается на строго продуманную систему подземных транспортных и пеших коммуникаций.
Новая подземная структура, включающая дополнительный выход из метро «Кропоткинская», подземную автостоянку, вестибюли, депозитарии, выставочные залы, подсобные помещения, связана с музейными зданиями системой горизонтальных подземных коммуникаций с вертикальными выходами в каждое здание, оборудованными лифтами, эскалаторами и лестницами.
В общую логистическую структуру включены три отдельных транспортно-загрузочных центра, рассчитанных на параллельное независимое обеспечение каждого из трех «кварталов» музейного городка.
3 — новый многофункциональный входной павильон, стоящий над новым выходом из метро и подземной стоянкой, открывает музейный комплекс со стороны площади Пречистенских ворот и Гоголевского бульвара. Гостеприимный, открытый и прозрачный, он рассчитан не только на практическую функцию приема большого потока приехавших на метро и на машинах посетителей, но и на широкий спектр музейных программ и событий (лекционных, выставочных, концертных и т.п.) в вечернее время, когда закрыты другие здания музея. Он открывает и показывает городу яркую картинку культурного события, позволяя прохожим наблюдать музейную культурную жизнь и, не делая никаких специальных усилий, быть ее зрителем. Будучи одновременно музейным хабом, афишей и событием, он активно включается в городскую жизнь, становясь одним из центров культурного притяжения в центре Москвы.
4 — предлагаемый проект реконструкции и развития главного здания Музея создает 6500 кв.м. дополнительных функциональных площадей, никак не затрагивая историческую архитектуру здания. Новые площади создаются за счет появления подземного этажа, а также за счет очистки от хаотичных хозяйственных функций, перекрытия и функциональной реконструкции двух существующих внутренних дворов.
Лифты и эскалаторы обеспечивают доступ на все уровни и этажи Музея, как со стороны главного фасада, так и со стороны внутренних дворов, а также снаружи, со стороны Малого Знаменского переулка, через отдельно стоящий стеклянный вход-тамбур. Музей получает современную логистику и инфраструктуру, соответствующую современным требованиям безопасности, комфорта и доступа для специальных групп и людей с ограниченными возможностями.
Создание новых условий доступа позволяет связать новые общественные пространства и существовавшую ранее экспозиционную структуру в единую современную комфортную многофункциональную музейную систему.
5 — новый депозитарно-реставрационный выставочный центр (ДРВЦ) расположен в наиболее сложном пространстве дворов и зданий между домом Верстовского (отдел графики) и домом Стулова (административно-библиотечный корпус). Окруженное историческими памятниками, реконструкциями и новоделами, это пространство вряд ли может выдержать еще что-то, кроме одной ясной и строгой архитектурной формы.
Новое здание ДРВЦ, равное по размерам и пропорциям базовому структурному модулю здания Клейна, служит хребтом всей композиции, продолжая и замыкая главную ось парадного фасада основного здания. Строгое, современное, эстетически самостоятельное и безупречно функциональное, оно собирает вокруг себя отдельно и недружно живущие дворы и постройки, организуя их в логическое единство, в общее и ясное музейное пространство.
Новая архитектурная форма не только не перегружает пространство внутри музейного квартала, но, наоборот, увеличивает и расширяет его, создавая дополнительные визуальные возможности, открывая разнообразные перспективы на ближнее камерное и дальнее монументальное историческое окружение.
Тщательно продуманные планировки, а также маршруты движения посетителей и сотрудников обеспечивают органичное сочетание собственно музейных функций с актуальными задачами социальной коммуникации и отдыха.
Новое большое здание в многоликом архитектурном ансамбле ГМИИ им. Пушкина — это обдуманный и решительный жест, соответствующий представлениям сегодняшнего дня об актуальных задачах культурной институции, об эстетике современного музейного пространства. Он максимально сдержан и тактичен по отношению к исторической среде, не только не вторгаясь в нее, но, наоборот, максимально отстраняясь и как бы оставаясь в жестких рамках необходимой функциональности. Вместе с тем, он ярок и энергичен. Не позволяя себе потеряться на фоне истории, он представляет собой эффектное и самодостаточное архитектурное решение.
Входной павильон:
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 2 969 м²
Зона C: Непубличная/С коллекцией: реставрация: 1 874 м²
Зона D:Непубличная/Без коллекции: сервисная зона: 819 м²
Общая площадь: 6 173 м²
Многофункциональное пространство: 974 м²
Парковка: 5 584 м²
Кафе/ресторан: 466 м²
Главное здание ГМИИ им. А. С. Пушкина (новый уровень):
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 4 545 м²
Зона B: Публичная/С коллекцией: выставочное пространство: 1 912 м²
Зона C: Непубличная/С коллекцией: реставрация: 819 м²
Итого: 6 653 м²
Дополнительная площадь за счет откопанных помещений между 1 и -1 этажом: 587 м²
Общая площадь: 7 241 м²
Депозитарно-реставрационный и выставочный центр:
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 3 763 м²
Зона B: Публичная/С коллекцией: выставочное пространство: 4 261 м²
в т.ч. -1 этаж: 2 937 м²
в т.ч. 2 этаж: 565 м²
в т.ч. 3 этаж: 758 м²
Зона C: Непубличная/С коллекцией: реставрация: 10 106 м²
в т.ч. депозитарий: 6 030 м²
в т.ч. реставрация: 1 546 м²
Зона D:Непубличная/Без коллекции: сервисная зона: 1 164 м²
Общая площадь: 20 072 м²
в т.ч. наземная: 5 536 м²
подземная: 14 716 м²
Подземные переходы с выставочной функцией:
Зона A: Публичная/Без коллекции: основные открытые для публики пространства: 2 165 м²