Наименование объекта: Предварительная архитектурно-градостроительная концепция
комплексной застройки жилых объектов 4 очереди строительства
Проекта Рублёво-Архангельское в границах кварталов В01, В02, В06, В07, В08, Г03, Г07, Г13
Aвторы: С. Скуратов — руководитель творческого коллектива, автор проекта,
Маркус К., Алендеев А., Шевченко А., Чалов А. — главные архитекторы проекта, авторы; Сляднева М., Парфёнова Ю., Шайбакова А., Шлыкович А., Самойлов И., Стрельцова П., Шубкин А., Тарасов Р., Нагорная А., Колосова В., — архитекторы, авторы;
при участии: Ганжа В., Акимов Я., Морозов С., Незнамов А., Малюк П.
Стадия проекта: конкурс
Проектирование: 2022
Мир переходит от эпохи антропоцена к эпохе симбиоцена, от эпохи, где центром картины мира был Человек, к эпохе, где центр – Природа, а Человек – её часть. И не более.
Основа города, для которого мы проектируем, — природный ландшафт (река, озеро, разнообразие озеленения), т.е. та пластичность природной формы, которая обогащает форму антропогенную и служит ей образцом.
Плавность, перетекания, изгибы, отсутствие прямолинейности, игра форм и пространств, неожиданность раскрытий и ракурсов, пространственная интрига, многоплановость. Это то, чему учит нас природа.
Мягкость линий застройки, гибкость домов-лент, упругая напряжённость закруглённых углов, сопряжённая с плавно изгибающейся их протяжённостью. Это та пластическая основа форм застройки, которую мы избрали. А ещё – перетекания пространств. Внутренние пространства дворов переходят наружу – в пространство улиц, бульваров, набережной. В пространство города.
Возможно, на первый взгляд такой рисунок зданий может показаться странным и случайным, даже прихотливым и неоправданным. Но это не так! Он продуман и оправдан. Оправдан окружением, гибкостью береговой линии, природным разнообразием, оправдан самой природой.
Дома-ленты формируют пластичные внутренние пространства. Они поддержаны пластикой искусственного рельефа с холмами, купами деревьев, кривизной дорожек. Но главное – эти протяжённые здания с подчёркнутой горизонтальностью создают ощущение перманентного, гибкого, перетекающего пространства. Размеры этих пограничных домов, их геометрия, повороты и изгибы продиктованы не столько привходящими обстоятельствами – формой участков, условиями ТЗ с необходимыми показателями, соблюдением инсоляции, противопожарными требованиями и многим другим, что разумеется, а сколько желанием создать пространства красивых и гармоничных пропорций, интересных видов из окон и не только, кулис, как в театре, панорам. Это было главное, это водило нашей рукой. Задачей было создание не архитектуры фасадов, а архитектуры пространств, создание театра пространственных форм. Такой подход исключает традиционный набор типов и приёмов застройки, давно «прописавшихся» во многих градостроительных проектах.
Протяжённые дома-ленты, своеобразные дома-защитники нами были названы «родительскими». Потому, что они прячут внутри себя совсем другие дома – своих «детей», которым, впрочем, позволено выглядывать из окон-проёмов на улицу. Эти «дети» генетически и образно несут в себе черты «родительской» архитектуры. Но они уже иные. Они подросли, они уже выше и потому тема их фасадов — ярко выраженный вертикализм. Но их мало. Потому что пространства двора – жизненного пространства — должно быть много. И расстояния между домами должны быть большими. А ландшафт двора – продолжение его архитектурного пространства. Он пластичен и живописен.
Архитектурные темы и образы внутренних и внешних пространств — дворов и улиц — близки, и это важнейшая часть идеи. Уличный фасад становится дворовым и наоборот. Внешнее переходит во внутреннее, внутреннее — во внешнее. Природное перетекание, метаморфозы пространств. Границ практически нет. Улица становится площадью, площадь проникает во дворы. Пространства переплетены, взаимосвязаны, но при этом каждое из них не теряет себя, морфологически определено и играет свою роль, ему предназначенную.
В нашем проекте улица существует как целостный элемент городского пространства, как река с чёткими берегами. Это не просто коммуникация, не просто транспортная или утилитарно функциональная связь. Если улица – русло городской жизни, то площадь – место её концентрации. Площадь – узел пространственной «прочности», фокус, средоточие, концентрация архитектурного напряжения.
Представленный конкурсный проект – это проект-идея. Он не претендует на уровень полномасштабной архитектурной концепции. Наше конкурсное предложение – декларация архитектурных и градостроительных позиций, а не конкретика проектного решения. В связи с этим, например, фасады домов нами сознательно упрощены. Однако заложенная в данном предложении идея единства и противоположности двух основных отделочных материалов, идея светлого и тёмного останется. Сделано это для того, чтобы не мешать прочтению главной пластической идеи. Следующий этап проектирования предполагает более полное и подробное развитие этой темы.
Представленный текст далёк от классической пояснительной записки. Скорее, это — эссе-декларация наших позиций. Мы не ставили целью описания проекта – для этого есть графическая часть, здесь мы показали своё отношение к городу, нашему проекту и, через них, — к пониманию Архитектуры.