Наименование объекта: архитектурно-градостроительная концепция школы-лаборатории «Новый взгляд» в Садовых Кварталах в г. Москве
Aдрес: г. Москва, ЦАО, район Хамовники, ул. Усачева
Проектная организация: «Сергей Скуратов architects»
Aвторы: С. Скуратов — руководитель творческого коллектива, автор проекта, В Замащикова — главный архитектор проекта, архитекторы: М. Скобелев, Г. Щуров, при участии: М. Носкова
Стадия проекта: архитектурная концепция
Проектирование: 2020
Публикации: Юлия Тарабарина. «Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69 // Archi.ru
Юлия Тарабарина. Сергей Скуратов: «Школа должна была стать жемчужиной Садовых кварталов. Мы все ждали ее 13 лет» // Archi.ru
Технико-экономические показатели:
Общая площадь: 11 023 м²
в том числе:
Общая наземная площадь: 10 471 м²
в том числе:
Общая площадь цокольного этажа на отм. -5.700: 3 048 м²
Общая площадь подземного этажа на отм. -5.700: 552 м²
Площадь эксплуатируемой кровли: 2 164 м²
Поэтажная площадь в габаритах наружных стен: 11 272 м²
Площадь МОП: 2 782 м²
Площадь инженерно-технических помещений: 802 м²
Общий строительный объем: 68 824 м³
в том числе:
Строительный объем выше отметки 0.00: 47 380 м³
Строительный объем ниже отметки 0.00: 21 444 м³
Этажность (за исключением цокольного этажа): 3 -1- 4
Максимальная высотная отметка (относительная): 20.800 м
Максимальная высотная отметка (абсолютная): 155,750 м
Максимальная вместимость учащихся: 430 чел.
Вступительная часть
Школа-лаборатория «Новый взгляд» на 430 учащихся будет построена на территории многофункционального жилого комплекса «Садовые кварталы». Проект «Садовые кварталы» начался в конце 2006 года с организации закрытого международного конкурса на застройку территории бывшего завода «Каучук», в результате которого победителем конкурса и генпроектировщиком квартала стала компания «Sergey Skuratov Architects».
Основа композиции комплекса — прямоугольная центральная площадь с прудом, объединяющая в единое целое четыре замкнутых жилых квартала с внутренними дворами, детскими и спортивными площадками. В отличие от закрытых жилых дворов, центральная площадь Садовых кварталов и расположенные в том же уровне нижние этажи окружающих ее зданий отданы городским инфраструктурным объектам и составляют открытое общедоступное пространство.
Именно в это открытое центральное пространство выходит здание школы — единственное общественное здание в комплексе Садовых кварталов. Школе изначально отводилась одна из главных ролей в композиции ансамбля. Именно поэтому она отличается по значимости и архитектурным решениям от всех остальных зданий, ее облик, начиная с первых вариантов проекта, отличает сочетание прозрачной легкости с энергией, устремленной в будущее.
Градостроительное решение
Территория школы, общей площадью 5 825 кв.м., с северо-востока граничит с 1-м Шибаевским проездом, с северо-запада — с участком трансформаторной подстанции.
Под участком вдоль его северо-западной и северо-восточной границы проложен водопровод. Его сохранение и нормативное расстояние до фундаментов накладывают дополнительные ограничения на расположение здания. С юго-востока школьный участок граничит с бульваром, соединяющим 1-й Шибаевский проезд с центральной зоной, а с юго-запада выходит в центральную зону комплекса, в самую красивую часть общественного пространства с прудом и ландшафтным парком.
Ось застройки смещена в сторону проезда для создания максимально возможного расстояния от фасада школы до фасадов жилых домов. Перепад высот на участке с северного угла на южный составляет 5,7 м. Школа не только получает превосходные виды на парк из основного объема учебных и рекреационных помещений, но и сама становится композиционной, пластической и смысловой доминантой всего архитектурного ансамбля Садовых кварталов.
Не менее важно то, что проект принципиально по-новому решает проблемы безопасности детей в мегаполисе. Общедоступные пешеходные зоны внутри комплекса практически полностью освобождены от автомобильного движения с помощью вертикального зонирования — транспортная инфраструктура целиком выведена в подземную часть. Кроме этого, настоящей гордостью проекта стала так называемая «Дорога в школу» — ленточная пешеходная дорожка, изолированная от общегородских и транспортных зон на отметке 5,7м, которая соединяет в одном уровне ландшафтные прогулочные зоны внутренних дворов, входные холлы жилых домов и здание школы.
Объемно-планировочное решение
Основные планировочные направления застройки всего квартала, находящегося между четырех улиц, естественно распространяются и на проектировки объемов школы. Его объемно-пространственная композиция состоит из двух частей. Первая — цокольная, формирует так называемый «стилобат», благоустроенную платформу, нулевую отметку планировки, идентичную отметке «Дороги в школу». На стилобат поставлена вторая, наземная часть, состоящая, в свою очередь, из трех объемов. Трехэтажный блок учебных помещений начальной школы находится в северо-западной части здания, и, максимально, насколько это позволяют параметры участка, удален от фасадов кирпичного жилого дома третьего квартала. Этот блок находится в визуальной тени квартала и отделен от основного, четырехэтажного объема средней школы одноэтажным блоком двухсветного спортивного зала, находящегося в цокольной части. Фасады школы максимально закрыты в сторону трансформаторной подстанции . На этом торце предполагается размещение логотипа школы.
Главный элемент композиции — прямоугольный объем средней школы, находящийся на поперечной оси, проходящей посередине между угловыми зданиями первого и третьего кварталов. Разрыв по высоте между объёмами средней и младшей школы усиливает эффектность смело парящего белого параллелепипеда. Его эффектный стеклянный фасад, приподнятый на один этаж от благоустроенной платформы, смотрит точно на пруд и завершает композиционный строй окружения центральной зоны. Высота этого блока точно привязана к высотным отметкам всех жилых домов комплекса.
В объёмно — пространственную композицию здания школы заложены три консоли. Две большие находятся на противоположных торцах средней школы. Одна из двух функциональна, она накрывает вход в здание. Третья, в здании младшей школы, организует под собой въезд в зону загрузки кухни. Все три служат для формирования образа новой школы, подчеркивая единую горизонтальную отметку объёмов, усиливая яркую динамику и эффект парения здания.
Архитектурно — функциональное решение
Здание состоит из двух объемов, — начальной и старшей школы, объединенных спортзалом с прозрачными стеклянными стенами. Универсальность, открытость и трансформируемость — базовые принципы организации учебных и рекреационных пространств, которые соблюдаются во всех блоках. Во всем здании школы широкие коридоры, переходы и лестницы, 4-х метровые потолки. Различные учебные комнаты, залы и рекреационные зоны разделены мобильными перегородками, позволяющими менять размер и функцию помещения в соответствии с конкретной задачей.
Блок учебных помещений начальной школы находится в 3-х этажной северо-западной части здания, блок учебных помещений средней и старшей школы расположен в 4-х этажной юго-восточной части. Со стороны площади к объему школы примыкает платформа, — кровля стилобата, которая используется как зона отдыха, расположенная в одном уровне с «Дорогой в школу».
Учебные блоки младшей и старшей школы имеют независимые входы. Основной вход учащихся на территорию школы осуществляется со стороны 1-го Шибаевского проезда, для учащихся жителей Садовых Кварталов вход организован со стороны центральной зоны по «Дороге в школу». Каждый из входов обеспечен системой контроля доступа. Для временной парковки легковых автомобилей служит площадка, примыкающая к 1-му Шибаевскому проезду от ул. Усачева в северной части участка.
Размещение объекта не нарушает инсоляционного режима и освещенности как собственных нормируемых учебных помещений и площадок, так и окружающих жилых домов. Территория школы представляет собой систему универсальных открытых площадок, на которых предусматривается зоны для проведения школьных мероприятий, общения и спортивных занятий. Предполагается, что часть спортивных занятий школьников будет проводиться на территории парка «Усадьба Трубецких», находящегося рядом с территорией школы. Дополнительная зона отдыха, состоящая из площадок для подвижных игр, размещена на двух эксплуатируемых кровлях здания.
Следуя приоритетам концепции школы, проект предусматривает внутренние пространства для творчества и релаксации, учитывающее индивидуальные особенности учащихся. Помещения средней и старшей школы ориентированы во внутренние перетекающие многосветные пространства, где возможна любая активность — учебная, игровая, социальная. На разных этажах предусмотрены площадки для различных креативных видов деятельности.
Подобный принцип также лежит в основе функционального решения младшей школы, образуя разнообразные сценарии для отдыха, учебных игр и различных видов творческой активности.
Материалы и интерьерные решения
Фасадное решение здания школы выполнено в соответствии с общим дизайн-кодом всего комплекса «Садовых кварталов». Оно не просто органично вписано в существующий контекст, но и становится его важным архитектурным акцентом. Облицованный кортеном фасад стилобата перекликается с многочисленными малыми архитектурными формами, выполненными в этом материале (въездная зона в паркинг, входная стела, опоры «Дороги в школу»), собирая в одно целое отдельные пластические элементы общей композиции Садовых кварталов.
Легкие «парящие» фасады наземной части, сочетающие металлические белые ламели с прозрачным и матовым стеклом, графически подчеркнутые антрацитовыми алюминиевыми витражами, поддерживают светлые, парадные мотивы в ансамбле «Садовых кварталов» и, что не менее важно, создают собственное настроение школьной уникальности и постоянного учебного праздника.
Тому же настроению легкости и радости пребывания в школе служат свежие и привлекательные интерьерные решения, создающие комфортную и дружественную среду. Большое количество естественного освещения сочетается с возможностью затемнения для просмотра видеоматериалов и различных лабораторных работ.
Общая открытость пространства школы, разнообразные возможности выхода на свежий воздух подкреплены строгими мерами безопасности: стеклянно-металлическое ограждение территории школы везде обеспечивает нормативные 2.5 м от примыкающей к нему планировочной отметки благоустройства. Цокольный этаж обрамлён стеклянным ограждением с также нормативной высотой 1.2 м. Комфортная коммуникация отлично освещенных пространств, светлые наливные полы, большие объемы теплого дерева на потолках, лестницах и амфитеатрах, стеклянные перегородки и ограждения с белой матовой шелкографией — все предлагаемые проектом приемы создают изобилие света и воздуха, ощущение счастья, открытых и радужных перспектив.